Назад к списку

Камень с рунической надписью из фондов НКЦ «Казань»


Автор: методист научно – методического отделаАхметгалин Ф.А. 

   В фондах музея национальной культуры при НКЦ «Казань» хранится немало уникальных экспонатов прекрасно иллюстрирующие историю и культуру наших предков.  

В 1958 г. во время археологической экспедиции под руководством А. Х. Халикова в с. Юрине Марийской АССР была найдена тонкая каменная плитка размером 8х12 см с рунической надписью. Эту надпись вначале прочитал А. Р. Тенишев, затем уточнил Х. Р. Курбатов. На камне написано: «Књч њзђ дашум» (Против насилия — мой камень). А. Р. Тенишев датирует находку X-XI вв. 

Рунами называют письмена, высеченные на какой-либо твердой основе. Древнетюркское руническое письмо появляется в VI в. в Тюркском каганате, где оно широко использовалось в качестве официальной государственной письменности, для увековечивания деяния правителей каганов, выдающихся государственных деятелей и полководцев. Читали и писали рунику справа налево. Со временем рунические письмена наносились на срезы камней, горные склоны, дерево, металл, кирпич и бумагу, по мнению И. Л. Кызласова, вначале они наносились жидким красителем на мягкое полотно, в частности на пергамент. 



Весьма популярен был камень как материал для нанесения надписей. В этих целях использовались и огромные природные камни, и мелкий булыжник. Нанесение надписей на камни в древности считалось обращением в вечность, камни с надписями называли «вечными камнями». В VIII-IX вв, руническое письмо, под влиянием тюрок, использоваться и в Хазарским каганате ее используют болгары, аланы, хазары и другие народы и племена проживаюшие в государстве. Появляются короткие надписи на стенах крепостей на отдельных скалах, и на сосудах. Известны надписи на стенах Маяцкой крепости, Семикарокорского и Хумаринского городищ, Саркела, в Новочеркасском музее хранится фляга хазарского периода на которой по сырой глине перед обжигом процарапана надпись “Наливай кумыс в это широкое горло и пей”.  

В конце VIII часть болгар уходит от хазар и появляется в Среднем Поволжье в месте слияния Волги и Камы, здесь и появляется государство Волжская Булгария. Булгары продолжают пользоваться рунической письменностью и только с принятием ислама в качестве государственной религией переходят на арабскую письменность и начинают использовать ее делопроизводстве и обучения в школах-мектебах. Однако руническая письменность сохраняется в качестве сакрального – священного письма, некоторые буквы рунического письма превращаются в тамги. Широко известна тамга похожая на кириллическую букву А с перекладиной. Она появляется в Биляре на днище сосудов изготовленных в его мастерских. Сосуды с этой тамгой находят не только там но и по всей территории Волжской Булгарии X – XIII вв. Но эта графема никак не связанна с кириллической письменностью по мнению известного археолога А. Ф. Кочкиной, впервые обратившейся к его интерпретации, этот знак имеет эквиваленты в тюркском орхоно-енисейском руническом письме и, скорее всего, передавал звук «б2», возможно, означая начальную букву слов «Биляр» или «Булгар». В X-XI вв. этот знак одновременно с гончарными клеймами обнаружен на монетах и предметах вооружения. В XII-XIII вв. является наиболее распространенным знаком среди гончарных клейм Билярского городища 

Различные варианты написания рунической тамги. 

По всей вероятности это была тамга правящего рода в Волжской Булгарии. Подобная тамга красуется на так называемом «топорике Андрея Боголюбского» хранящийся в Государственный Исторический музей.  Это топор с клиновидным лезвием круглыми щековицами и молотчкообразным обухом по классификации оружиеведов это чекан предназначенный для пробивания доспехов. Подобные топорики были широко известны на Руси и в Булгарии в IX-XI вв. Топорик из Биляра своеобразен и весьма искусно отделан с помощью серебра, золота и черни. 

“Топорик Андрея Боголюбского” – Чекан X-XI вв.

На его лезвиях сохранились изображения: на одной стороне — древо жизни и птицы по бокам, а на другой — извивающийся дракон, пронзенный мечом. Некоторые орнаментальные мотивы (узор в виде ступенчатой пирамиды, «лестничная» кайма) имеют аналогии на предметах из Северной и Центральной Европы. Среди некоторых исследователей есть мнение, что этот топорик был произведен в одной из древнерусских мастерских и принадлежал русскому князю Андрею Боголюбскому из за А образной тамги с перекладинкой, однако как мы видели этот знак использовался в основном в Волжской Булгарии и был символом правящего рода. Найден он был в окрестностях Биляра и на этом топорике имеется булгарское клеймо, которое ни разу не встречено на Руси. По мнению известного археолога и историка И.Л. Измайлова что булгарская принадлежность этого топорика несомненна. 

Руническая письменность продолжалась использоваться в качестве священной и сакральной. В 1983 г. на территории Билярского городища на фигурной ручке болгарского керамического сосуда XII в. была обнаружена руническая надпись, нанесенная острым предметом по сырой глине . А. Ф. Кочкина, опубликовавшая находку, пришла к выводу, что данная надпись позволяет более уверенно включить Волжскую Булгарию в ареал распространения древнетюркской рунической письменности, близкой в своей основе к северокавказскому или кубанскому варианту рунической письменности. По прочтению Х. Р. Курбатова, здесь написано слово «ачуткан», т. е. «посуда для закваски»


Ручка гончарного сосуда с рунической надписью из Билярского городища

Руническая письменность распространялась и по сфере влияния Волжской Булгарии. В 1884 году при пахоте около починка деревни Седьяр в Удмуртии была найдена ручка серебряного кувшина с надписью. Чтение надписи на ручке из 25 знаков (обнаружена хранится в Эрмитаже) сделано П.М. Мелиоранским в 1902 году. В настоящее время имеются три варианта прочтения. 

  1.  1. П.М. Мелиоранский (1902,017-022с.): 
Кäг (кiг) … gäг (giг) käнчä гäрÿнчÿä кäлÿнчä Г… мÿ (ä сi) «За младшую дочь Герюнчу (как) невесту (получен) подарок» 
  1. 2. Х.Р. Курбатов (1990,17с.) : 
Ơağu däg qunča gälünčä (jä) qawyšu gümü (ši) «Лебедеподобный княжне – невестке серебро в честь бракосочетания» 
  1. 3. Э.Р. Тенишев (2006, 164-166 с.): 
Käг …б(ä)g: кäнčü: g (i) ňänčü: К (ä) länčg: mä «Сокровища бека – жемчуга и молодушки»  

Ручка серебряного сосуда с надписью

В 1909 году известный коллекционер В.И. Заусайлов продал в национальный музей Финляндии в Хельсинки археологические находки, обнаруженные в конце XIX – начале XX века в Прикамье. Среди них оказались две булгарские сабли XI – XII веков с руническими надписями, на которые обратил внимание казанский уче- ный – археолог П.Н. Старостин. По интерпретации Х. Р. Курбатова, на одной из сабель написано:: Imän kiskä üzä bäkü alqyjš kiši küčlüš čikügin süŋüš qylčy. Перевод: Боевая сабля бека (над) Имен-киске – человека прославленного, сильного Джикуга.

Надпись на сабле из Хельсинкского музея.  

В 1967 году В.Х. Хаковым во время экспедиции в Лениногорском районе Татарстана вблизи деревни Сарабиккулово был найден камень с рунической надписью. Надпись на камне серого цвета длиной 50-60 см с пятью руническими знаками, расположенными ближе к правому нижнему краю камня. По характеру букв надпись Э.Р. Тенишев относит к ХI-ХII вв. Первым прочитал надпись сам В.Х. Хаков. Большую букву относит символу. Рядом с символом находится первая буква, текст нужно читать слева - направо . И.Л. Кызласов знак расценивал как тамгу.  

Камень с рунической надписью из Сарабиккулово.

В.Х. Хаков надпись прочел sübaš т.е «глава войска, военачальник». Э.Р. Тенишев вносит корректировку в чтение надписи: по его правильная версия subaš, т.е. «источник реки». Через некоторое Э.Р. Тенишев предложил еще один вариант прочтениясправа налево. «Первую букву можно читать как š, но и как č. Тогда получается поучительная надпись, состоящая из (а)č «милость» «строй, делай, устраивай» (встречается в большой надписи памятника Кюль-Тегину): (а)č jas(a)ŋ. «Делайте добрые дела (милости)».Такие рунические надписи на камнях встречаются нередко и в основном они служили межевыми знаками и определяли границы владений знатных людей или княжеских родов. Вероятно, камень из села Юрино который хранится в музее тоже относится к роду пограничных знаков.