Кольчуга из фондов Музейного комплекса города Казани

Кольчуга из фондов Музейного комплекса города Казани

Одним из интереснейших экспонатов музейного комплекса г. Казани является кольчуга XV-XVI вв. На кольчуге имеется пломба с именем владельца. Интересна также история находки данной кольчуги. Она была обнаружена в Лаишевском районе РТ художником Г.В. Токминым и передана в 1999 г в фонды музея. Художник сам жил в селе Именьково (Лаишевский р-н РТ) и в свободное время любил часто прогуливаться по берегу р.Волги. В очередной раз прогуливаясь по берегу он нашел в обрыве реки целую кольчугу, завернутую в промасленную тряпку. Скорее всего, поэтому она и уцелела, хоть и покрылась ржавчиной. Кольчуга сохранилась полностью и все кольца оказались целые. Сохранилось и плетение кольчуги, она сплетена способом (6 в1). Кольчуга (кольчатый доспех, кольчужная рубаха) – доспех, скованный (сплетённый) из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Кольчуга отличается от брони отсутствием кожи или ткани, и она состоит лишь из железных колец. Кольчуга носила (в зависимости от разновидности) различные названия: кольчу‌га, панцирь, байдана, яцерин.


Использовались разные виды и типы кольчуг – от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног. Кольчуги получили широкое распространение как на Руси, в Европе, так и в Азии благодаря простой технологии изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сотен человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления, такой доспех мог служить практически вечно – при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.
Кольчуга, хранящаяся в музейном комплексе г. Казани,является классической формой, сделанной из колец круглого сечения. В отличие от панциря, который делался из круглых колец, относится скорее к кольчужной рубашке (рис.1)

Рис.1. Кольчуга


Самым интересным элементом кольчуги является надпись, сделанная на медной пломбе, которая была прикреплена к подолу кольчуги (рис.2)

Рис.2. Пломба с надписью

Надпись сделана арабскими буквами, вероятно на тюркском языке, который господствовал в Золотой Орде (рис.3).

Рис.3. Прорисовка надписи


Долгое время никто не мог прочитать надпись. Однакобыла попытка расшифровки надписи на пломбе востоковедом, сотрудником специализированной библиотеки по истории ислама и Ирана – ФатхоллахомЗовги. По нашей прорисовке он перевел надпись на пломбе кольчуги. На современном арабском шрифте, она выглядит так:
«اموال مصطفی خان 6 ذی حجه سنه 17
16 رومیه»
Транскрипция (прочтение) надписи:
“Эмвал-и Мустафа Хан 6 Зи-хиджа сене-и 17
16 Румийе”
Перевод:
“Свойство (Имущество) Мустафа-Хана 6 зуль-хиджа 17 года
16 римские”
Конечно, прочтение надписи вызвало массу вопросов, кто такой Мустафа – хан? Среди казанских ханов не было таких правителей. 6 Зуль-хиджа 817 года совпадает с 16 февраля 1415 н.э. Из правителей этого периода известен Мустафа – хан правитель Узбекской орды, образовавшейся после распада Золотой Орды.
Остается другой вопрос: что означает надпись 16 Римские, (римский календарь или румийский был введен в Османской империи в эпоху Танзимата, то есть в 1839 году).
Тайна пломбы еще остается загадкой. Вся работа еще впереди.

МБУК «Музейный комплекс города Казани»,
г. Казань, ул. Баумана, 29/11