О двух реликвиях Музейного комплекса города Казани.
Речь идет о двух Коранах известного богослова Ишмухамета Динмухамедова,
который в течение 43 лет был имамом мечети и мударрисом медресе деревни Тюнтярь
Малмыжского уезда Казанской губернии.
Ишмухамета хазрета в 1919 году расстреляли, а его богатейшая библиотека была
разорена. Два Корана хазрета сохранились у его младшей дочери Латифы, она их
передала своему сыну Жавдету. «Дарю этот Коран на вечную память моему сыну
Жавдету, дабы берег он эту святыню, постигая ее высший смысл и истину. Твоя
мама. 1972 год, 13 сентября». Такая надпись сделана на большом Коране, изданном в
Турции в 1893 году. К Корану имеется изящный футляр, изготовленный
собственноручно Л. Динмухаметовой.
Второй Коран – литография, XIX век, миниатюрный, размеры 5х2,5 см, в
металлическом футляре, украшенном стеклянными вставками.
Обе реликвии по завещанию матери переданные в 1992 году Ж. Айдаровым в
Музей национальной культуры экспонировались в его постоянной экспозиции, затем
на различных выставках – «Свет веры» к 1100 летию принятия ислама в Волжской
Булгарии и «Казань сквозь века» в Казанском Кремле; занесены в Государственный
каталог Музейного фонда Российской Федерации.
Владелец Коранов Ж. Айдаров – музыкант, выпускник Ленинградской
консерватории, солист оркестра Ленинградского Театра оперы и балета, перенес
блокаду, участник первого исполнения Седьмой (Ленинградской) симфонии
Шостаковича в блокадном городе, премьера которой состоялась 9 августа 1942 года в
Большом зале филармонии. Сохранилась программа концерта, в которой поименно
перечислен весь состав симфонического оркестра радиокомитета, все восемьдесят
музыкантов этого «героического, сражающегося оркестра». Ж. Айдаров – в группе
ударных. Из воспоминаний Ж.К. Айдарова: «Начались репетиции. Голод, холод
мешали работе – не слушались руки, губы. Чтобы экономить силы, мы жили прямо в
здании радиокомитета, репетировали по три раза в день…»
Истощенный Айдаров однажды даже оказался в мертвецкой, откуда его вернул к
жизни К. Элиасберг.
«И вот наступил долгожданный день концерта – 9 августа 1942 года. Мы заняли
свои места на знаменитой сцене концертного зала Ленинградской филармонии…
Стояла невероятная для военного времени тишина. Позже мы узнали, что бойцы
Ленинградского фронта выполняли приказ, который носил кодовое название
«Восемьдесят минут тишины» – нас охраняли артиллерия и авиация.
Зал был переполнен. Среди зрителей можно было увидеть знакомые лица – А.
Толстой, Вс. Вишневский, О. Берггольц…
Наверное, так, как в тот августовский вечер, мы не играли никогда. И мне кажется,
что так эта музыка еще никогда не звучала до сих пор.
Когда стихли последние такты, зрительный зал молча встал, потрясенный, а потом
долго аплодировал великой и бессмертной музыке Шостаковича, которая была
воплощением веры в победу, в мужество советских людей».
В 1959 году Айдаров переезжает в Казань. Его казанский портрет неотделим от
музыкальной жизни города – с 1959 по 1965 год он художественный руководитель
Государственного ансамбля песни и танца республики, удостоенного в 1960 году
премии имени Г. Тукая; педагогическая работа в консерватории, где Айдаров вел
дирижирование и основал класс ударных инструментов, работа в музыкальном
училище…
Но связи с Ленинградом не прекращались. Жавдет Караматулович бывал там почти
ежегодно, частенько наезжали и сами ленинградцы. Особенно памятными оказались
две встречи ветеранов оркестра – к сороковой и пятидесятой годовщинам первого
исполнения Седьмой симфонии, а до шестидесятилетия концерта ему не суждено
было дожить…
Заслуженный деятель искусств Татарстана Жавдет Караматулович Айдаров
скончался в 2000 году.
Кораны – семейные реликвии Ишмухаметовых-Айдаровых, это – не только память
о нашем знаменитом земляке, но и часть духовного наследия татарского народа,
представленного в собрании Музейного комплекса Казани.
Мингазова Индуся Зайниевна, главный хранитель фондов,
заслуженный работник культуры РТ
МБУК «Музейный комплекс города Казани»,
г. Казань, ул. Баумана, 29/11
г. Казань, ул. Баумана, 29/11