Назад к списку

НКЦ «Казань» – что это, откуда и куда он идет? (Пояснения специалистов сегодняшней ситуации)

Национальный культурный центр – НКЦ «Казань», объединяющий многочисленные творческие коллективы Городской филармонии и комплекс под названием «Музей национальной культуры» с долговременными выставками, посвященными 1000-летию Казани, художникам- гордости Татарстана – Б.Урманче, И.Зарипову, А.Мазитову, К.Васильеву является сегодня уникальным учреждением культуры, определяющим самоощущение татарской нации. 


НКЦ «Казань», созданный в 1991 году, – объединение со сложной инфраструктурой и вертикальной мобильностью, прошел непростой путь развития. Ощущая в себе потенциальные возможности решать вопросы сохранения и эффективного использования национального наследия, усилия коллектива, штат которого насчитывает более 300 человек, были сосредоточены на развитие традиций, новаторском подходе к ним, постоянном поиске новых смыслов артефактов, событий национальной истории, достижений культуры и органичном вхождении их в полифонию культур соседних народов, а так же способов донесения научных открытий до обширной аудитории посетителей, при этом имея в виду главную цель адаптации накопленного тридцатилетнего опыта под сегодняшние задачи, в частности, укрепления межнациональных и межконфессиональных связей. 

И поэтому НКЦ «Казань» зрительским вниманием никогда не был обделен: ежегодно его посещают 500 000 человек. Это дети и молодежь, жители Казани и республики Татарстан, отечественные и зарубежные туристы, представители обширной мировой татарской диаспоры. Сегодня национальный культурный центр «Казань» практически превратился в посетительский центр, где можно получить новые знания, новые впечатления, пищу для размышлений, мощный патриотический заряд и культурно отдохнуть. Подобные центры, характерные для стран Европы и Америки, становятся актуальными и для Российской Федерации. 

Располагаясь в девяти разных зданиях Казани, НКЦ в глазах посетителей ассоциируется с величественным зданием, стоящим на высоком берегу Казанки, с его трехъярусной экспозицией эпического размаха, грандиозными художественными панно на темы национальной истории, уникальным скульптурным рядом и эффектной беломраморной лестницей, которая психологически готовит зрителя к восприятию интересной, научно и эстетически выдержанной экспозицией и, конечно, с незабываемым видом на Казанский кремль и противоположный берег Казанки. 

А для специалистов, это здание, построенное специально под музей, с большим хранилищем, вмещающим 50 тыс единиц хранения, удобными кабинетами для сотрудников, многочисленными подсобными помещениями, выставочными и концертными залами – еще и замечательный пример бытования музея и (чего греха таить) предмет «белой зависти» многих казанских музеев. 

Переезд НКЦ «Казань», на время или на постоянное место жительства, в иные здания, даже более комфортные, будет разрушением годами сложившегося образа музея Национальной культуры, уничтожением его наработанной, сложной инфраструктуры, гибелью живого, ритмично и продуктивно работающего организма. 

И все это – в явный ущерб человеку и культуре вообще, и национальной в частности. 

                                                                                                                                                                                                                                  Ученый секретарь Эделева И.А