Выставка Ахсана Фатхутдинова «Хранители»

Ахсан Саримович Фатхутдинов (1939–2012) – живописец, скульптор, мастер резьбы по дереву, народный художник РТ, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая. Ахсан Саримович родился 7 июня 1939 года в поселке Вагановка при сельсовете Лагерка Черемшанского района ТАССР. Детство его прошло в деревне Подлесный Утямыш. По окончанию 7 классов, будущий художник получает среднее образование в двух педучилищах: 3 курса в Камышлинском Самарской области (1956–1957 гг.), 4-ый – в Бугурусланском Оренбургской области. Год работал учителем. В 1958–1961 годах проходил службу в армии в г. Снежинск Челябинской области.
В 1961-1966 годах учился на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института, был оставлен там ассистентом кафедры живописи, три года преподавал композицию и живопись. В 1969 г. возвращается в г. Нижнекамск. Свою творческую деятельность начинает как художник-оформитель, выполняет живописные панно, скульптурные композиции для музыкального училища (1970), аэропорта Бегишево (1975), ресторана «Кама» (1975), кафе «Экият» (1982). Одновременно создает первые «индустриальные мифы» о слиянии традиций этноса и «урбанизма» («На земле Нижнекамска», 1973 г.; «Растет наш город» 1974 – 1975 гг.). Особенный прилив энергии дает художнику тема Габдуллы Тукая. К 90-летию поэта художник создает романтические серии «Стихи Тукая» (1976), «Мечты детства» (1977), а также цикл картин на сюжет поэмы «Шурале».
Серия «Шурале» приводит А. Фатхутдинова к уникальному циклу
«Иялэр – «Духи, хозяева» (1987–1989; 1993–1996), по объемности материала и оригинальности воплощения напоминающего величественный эпос или древний дастан-поэму. Название цикла восходит к языческим временам: согласно татарскому фольклору, у всего, что нас окружает, есть свой оберег – хранитель («Дух родника», «Дух трубы», «Хозяйка дороги» и другие).
Работа над галереей, начатая с созерцательно-мифологических, архаических образов – в атмосфере 1990-х – эпохи национального возрождения, выводит художника на постановку вопросов из современной действительности: охране природных недр, сохранении нравственности, этноса, языка и культуры. Художник выступает против мельчания и деградации нации («Кричащий», «Третированные»), варварства и вандализма.
Фатхутдиновский мифологический пантеон, восходя корнями к архетипам и образам древнетюрской, булгаро-татарской мифологии, отличается некой просветленностью, философским содержанием, узнаваемостью персонажей. Во многих из них просматриваются реалии той действительности, в которой формировался художник.
Концептуальная идея автора: не бездумные чиновники, механически исполняющие свои функции, а намертво сращенные с породившими их стихиями природные духи – и есть настоящие хозяева жизни, земли и недр, охранители нравов общества. Художник ставит вопрос о формировании истинных хранителей, бережно взращивающих детей, сады и государства, поднимающие цивилизации («Колыбельная», «Бэхетле», «Мон иясе» и др.). Таким образом, «Институт духов» превращается в модель некого демократического государства, радеющего не только об исполнении законов общества, но и заботящегося о судьбе, счастье граждан, пробуждая в них чувство ответственности за прошлое и будущее страны, этноса, человечества.
Мифотворческий стиль автора технически прост: это небольшое антропоморфное изображение на холсте на фоне реалистического пейзажа или интерьера из цветов, трав, элементов быта и этнографии. Холст заправлен в декоративную деревянную раму, подобно стихиям природы чуть тронутую цветом, украшенную рельефом. Композицию сопровождает резной афористичный текст, придающий изображению обобщающий смысл.
На выставке А.Фатхутдинова представлены 35 произведений художника.
г. Казань, ул. Баумана, 29/11