Выставка «Дивное место... в мире этот город Казань»

Выставка «Дивное место… в мире этот город Казань»

Выставка «Дивное место… в мире этот город Казань»

В Казанской ратуше открыта выставка «Дивное место… в мире этот город Казань».

Режим работы:

Вторник – суббота с 11.00 до 19.00

Воскресенье с 11.00 до 17.00

Вход на выставку свободный, без записи

Казань – город с уникальным многонациональным историческим и культурным наследием. Облик красивого восточного города с устремленными в небо высокими минаретами мечетей возникает в описаниях русских летописцев, воспоминаниях участников штурма Казани 1552 года, Писцовых книгах второй половины XVI – начала XVII вв., записках иностранцев, побывавших в Казани, в отдельных оригинальных татарских документах и литературных сочинениях первой половины XVI столетия. Поэт Шариф Хаджи-Тархани писал о ней в 1550 г.:

Дивное место увеселенья в мире этот город Казань! –
Нет во Вселенной подобного ему города – обители мира.
Не сыщется на свете такого цветущего города, как Казань,
Скольким пищу дает она – город мира!..

Археологи установили, что наш город был основан на рубеже Х–ХI столетий как военная крепость на северных границах Булгарского государства и одновременно как торгово-ремесленное поселение на Великом Волжском пути. В 2025 году Казань отметит 1020-летие основания города.
Казань в течение многих столетий была крупнейшим политическим, экономическим, торговым, культурным центром России и Поволжья. Для татарского народа она с глубокой древности является символом государственности, национальной идентичности, надеждой нации на свое возрождение и развитие. Наш город был и остается богатейшей сокровищницей цивилизаций, идеологий, культур и верований, хранителем многообразных традиций, обычаев и обрядов. Казань, сформировавшаяся на месте слияния великих рек, пережившая взлёты и падения, различные катаклизмы, сохранила своё величие, красоту и вечную молодость.
Выставка, «Дивное место… в мире этот город Казань!», посвященная различным моментам истории нашего древнего города, дает возможность увидеть уникальные экспонаты из коллекции Музейного комплекса города Казани.
Памятники и раритеты, экспонируемые на выставке – свидетели величия народа, таланта его мастеров. На выставке представлены археологические материалы, найденные на территории города, памятники древнего прикладного искусства, документы, нумизматические и этнографические материалы, произведения современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сенсационной находкой в Кремле стала чешская монета, отчеканенная в 929–930 гг. в Праге от имени князя Вацлава – основателя чешского государства. Она, по признанию нумизматов, пока единственная в мире самая ранняя чешская монета. А также археологами была найдена арабская монета – серебряный дирхем Х в. Благодаря этим монетам стала возможна более точная датировка основания Казани.
В экспозиции представлены – копия-реконструкция трона казанских ханов, парсуна XVII века «Сююмбике с сыном Утямыш Гиреем», написанная неизвестным художником XVII века, казан-котел XV века – находка со дна озера Кабан, уникальные предметы археологии – кресало в виде дракончика, булава, монеты времен Шадибека, поясная застежка, кистень, относящиеся к периоду Казанского ханства.
Представленные на выставке живописные и графические произведения современных художников Республики Татарстан освещают в художественных образах историю Казани, воссоздают историю её жизни, нравов, дают возможность проследить, как менялся образ города на протяжении столетий.
Участвующие в выставке «Дивное место этот город Казань» художники выступают настоящими исследователями, открывающими зрителям страницы истории и архитектурного наследия столицы Татарстана. Их темы творчества почти всегда связаны с Казанью и ее реконструкцией – архитектуры, костюмов, исторических героев. В их работах город предстает в разных эпохах, стилях и настроениях – от классических пейзажей до авангардных экспериментов. Казань в живописи — это многогранный образ, где переплетаются история, повседневность и творческие эксперименты.
Наиболее масштабно темой исторической реконструкции Казани занимался художник Фиринат Халиков. С самого начала работы с историческим жанром он находился в постоянном контакте с учеными, археологами для создания достоверного образа средневековой Казани. В его монументальных многофигурных исторических полотнах можно воочию увидеть Древнюю Казань. Он стремится на основе научных исследований и консультаций как можно более точно реконструировать её строительную мощь (крепости, мечети, ханские дворцы, посады, колоритные базары) и воссоздать исторические портреты знаменитых исторических лиц (Сююмбике, Кул Шарифа, Мухамедьяра и др.).
Другой художник – исследователь истории Казанского ханства – Нияз Хазиахметов. В 1990-е гг. им была написана серия «Казань — город белокаменный». В небольших по размеру, но филигранно написанных работах запечатлена архитектура Казани XVI века. Основной территорией, которую исследует художник, является Кремль, поэтому зритель видит и великолепие ханского дворца, и мечеть Кул Шариф. Сама серия работ написана с большим знанием дела, на основе материалов по исламскому искусству и архитектуре, а также археологии Казани. По этим данным известно, как декорировались фасады зданий с помощью декоративных мозаичных панно, фрагменты которых можно найти в искусстве Золотой Орды и Булгара.
Творчество другого по настроению художника – Равиля Загидуллина, наполнено особым романтическим чувством. В своих картинах, посвященных жизни татарского народа, истории Волжской Булгарии и Казанского ханства, художник с глубоким интересом заглядывает в давние времена, где неспешно и размеренно живут его герои. Р. Загидуллин поэтизирует историю своей родины и делает это с такой искренней любовью, что зритель неизбежно поддается очарованию картин. Его небольшие по размерам работы, светлые и солнечные, привлекают любовной тщательностью изобразительного языка, искренностью, увлеченностью, выделяются техникой живописи: спокойной, кропотливой, сдержанной. Художник нашел и свой неповторимый колорит. Казань периода Казанского ханства – одна из любимых тем Загидуллина.
Равиль Загидуллин не ставит задачу создавать картины строго этнографического характера или точные иллюстрации исторических событий, хотя и видна его любовь к документальности каждой детали. Художник в нем преобладает над историком. Историческая достоверность отступает перед художественной необходимостью. Покрытые флером ностальгии по прошлому, работы Равиля Загидуллина полны умиротворения. Поиск вечного счастья в давно ушедших временах кажется рецептом мира и покоя в дне сегодняшнем.
К теме города Казани обращались и корифеи татарской живописи Баки Урманче и Махмут Усманов. Многогранное творчество Б.Урманче в казанский период представляет собой новый этап в развитии изобразительного искусства Татарстана В станковую живопись он привнес свое видение, основанное на традициях татарского народного искусства и восточной миниатюры. В триптихе «Татарстан» Б.Урманче включает Казань, Свияжск и Булгар. Художник в этой работе дает представление о республике, показывает неразрывную связь ее прошлого и настоящего. В правой части триптиха изображены великолепные дворцы, мечети, мавзолеи древнего Булгара. А в левой части – остров Свияжск с его уникальными церквями и монастырями. В центре изображение Казани, с башней Сююмбике и Спасской башней Кремля как место встречи Запада и Востока, как столицы Поволжья. В триптихе художник объединяет реки Татарстана – Волгу, Казанку и Каму. Вокруг этих основных акцентов композиции развертывается рассказ о жизни нашего края о его промышленном потенциале, нефтяных вышках и бескрайних плодородных полях.
Выставка также демонстрирует ценные образцы традиционного ремесленного искусства Казани, такие как изысканные изделия золотошвейного дела и уникальное мастерство изготовления кожаных мозаичных изделий, созданных в XX–XXI веках. В работах художников-прикладников – Светланы Гарбузовой, Наили Кумысниковой представлено осмысление традиций тюрских ремесленников, наследия Волжской Булгарии, Казанского ханства. В своих оригинальных работах мастера применяют традиционные техники татарской вышивки – тамбурный шов и многоцветную гладь, а также древнюю технологию кожаной мозаики, возникшие ещё в средневековье.
В экспозиции представлен один из традиционных национальных видов искусства – вышивка. Вышивку применяли для украшения одежды, бытовых и обрядовых предметов. Представленные в экспозиции образцы исторического и современного искусства показывают эстетическое своеобразие и преемственность традиций народных промыслов. В экспозиции представлены бархатные калфаки, тюбетейки, шамаили, полотенца художника-прикладника Луизы Фасхутдиновой, воссоздающие старинные образцы высокого ремесла золотого шитья.
Выставка «Дивное место этот город Казань» открывает новый этап в культурном развитии города и способствует возрождению художественных традиций древнего города, которые никого не могут оставить равнодушным.

Выставка работает до 30 декабря 2025г.

Сроки проведения:28.08.2025-30.12.2025
Часы работы:
Пн: Выходной
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-19:00
Вс: 11:00-17:00
Адрес проведения:г.Казан, ул.К.Маркса, 55/31
МБУК «Музейный комплекс города Казани»,
г. Казань, ул. Баумана, 29/11