«История одной фотографии…»
На площадке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проходит этнографическая выставка «Традиционные женские образы России». На выставке представлен цифровой аналог фотографии «Делегаты I Всероссийского съезда мусульманок России, 1917 г.» из фондов Музейного комплекса города Казани. Фотография черно-белая, размер: 43,5 х 58,8 см. Сидят (слева направо): в первом ряду 1. Абруй Сайфи; во втором ряду: 2. Махира Муштариева, 4. Нафиса Богданова, 6. Марьям Муштариева; в третьем ряду: 3. Фатыха Аитова, 5. Марьям Губайдуллина, 6. Фатыма Адгамова, 7. Сара Ахмерова, 8. Хадича Ямашева-Таначева; в четвертом ряду: 4. Зайнап Камалова, 5. Захида Бурнашева, 13. Амина Терегулова, 15. Илгамия Туктарова; в пятом ряду: 14. Марварит Туктарова; в шестом ряду: 6. Лябиба Хусаинова, 7. Хатима Камалова. Данная фотография показывает какой сложный и кропотливый путь пришлось пройти татарским женщинам в борьбе за свой статус в обществе.
На рубеже XIX – ХХ вв. в татарском обществе – наиболее «европеизированном» среди других восточных народов Российской империи, женский вопрос стал одним из самых актуальных. События 1905-1907 гг. дали толчок пробуждению татарского женского движения — в лице Г.Биктимировой, М.Мозаффарии, З.Бурнашевой, З.Сагиди, М.Акчуриной, Ф-Ф. Наврузовой и др. В начале ХХ века в татарском обществе началось формирование социального типа «новой женщины», которая стремилась активизировать свою жизненную позицию согласно требованиям общественного развития, при этом, не ограничиваясь рамками семейного очага. «Новые татарки», получившие светское образование в школах нового типа, в русских гимназиях и высших женских курсах, хотели реализовать себя как значимого, экономически независимого члена общества. Реформы в общественной жизни, революции и Первая мировая война явились катализаторами активизации татарок в общественной жизни.
Февральская революция 1917 года в истории России стала переломным этапом в развитии народов и национальных групп. События 1917 года привели к возрастанию политической активности всего татарского народа, в том числе и татарских женщин. В этот период женщины впервые приняли массовое участие в политической деятельности с требованием избирательных прав, что обусловило зарождение суфражизма среди татарок. 21 марта 1917 года Временное правительство заявило о распространении избирательных прав на женщин, вследствие женщинам был открыт доступ в правительство.
24-28 апреля 1917 года в Казани в здании «Нового клуба» состоялся Всероссийский съезд мусульманок с участием делегаток из Поволжья, Кавказа, Крыма, Туркестана, Сибири, Польши. Эти женщины, получившие образование как в татарских женских школах, так и в русских гимназиях, на Высших женских курсах, ничуть не уступали мужчинам в знаниях и были способны решать насущные вопросы, волновавшие как самих женщин, так и в целом татарское общество. Для ведения съезда был избран президиум. Председательницей Центрального бюро по созыву женского мусульманского
съезда была зубной врач из Казани Хадича Зарифовна Таначева (Ямашева) (1883-1952) – активная участница общественного движения среди татар с эпохи первой российской революции. Открывая съезд, она
отметила: «Революция дала нам свободу. Пользуясь ею, мы в разных местах начали собираться и обсуждать наши проблемы…
На этом съезде мы будем обсуждать лишь важнейшие вопросы, подлежащие
внесению на рассмотрение Всеобщего мусульманского съезда, который вскоре состоится в Москве. Вот они: права женщин по шариату; место женщин в семье и общественной жизни; политические права женщин и участие их в Учредительном собрании».
В решениях съезда поднимался и вопрос о «хиджабе». В пониманиях женщин-татарок, понятие «хиджаб» (покрывало, закрытость, затворничество) ущемляет их, что по шариату мужчины и женщины равны. Как видим, на фотографии женщины-татарки в калфаках, лица у женщин-татарок открыты.
Так же был сделан вывод, что женщины имеют равные избирательные права и могут участвовать в предстоящих выборах в Учредительное собрание. Утверждались равные права мужчин и женщин в семейных делах, подчеркивалась недопустимость многоженства. Эти решения полностью соответствовали взглядам делегаток на роль женщины в семье и обществе, показали какую значительную силу могут представлять женщины в предстоящих политических баталиях. Таким образом в татарском обществе формируется социальный тип «новой женщины», которая стремилась активизировать свою жизненную позицию согласно требованиям общественного развития.
Автор: методист отдела фондов
Музейного комплекса города Казани Ч.Х. Муслихова.
МБУК «Музейный комплекс города Казани»,
г. Казань, ул. Баумана, 29/11
г. Казань, ул. Баумана, 29/11