«История одной фотографии…»

«История одной фотографии…»

«История одной фотографии…»
На площадке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проходит этнографическая выставка «Традиционные женские образы России». На выставке представлен цифровой аналог фотографии «Делегаты I Всероссийского съезда мусульманок России, 1917 г.» из фондов Музейного комплекса города Казани. Фотография черно-белая, размер: 43,5 х 58,8 см. Сидят (слева направо): в первом ряду 1. Абруй Сайфи; во втором ряду: 2. Махира Муштариева, 4. Нафиса Богданова, 6. Марьям Муштариева; в третьем ряду: 3. Фатыха Аитова, 5. Марьям Губайдуллина, 6. Фатыма Адгамова, 7. Сара Ахмерова, 8. Хадича Ямашева-Таначева; в четвертом ряду: 4. Зайнап Камалова, 5. Захида Бурнашева, 13. Амина Терегулова, 15. Илгамия Туктарова; в пятом ряду: 14. Марварит Туктарова; в шестом ряду: 6. Лябиба Хусаинова, 7. Хатима Камалова. Данная фотография показывает какой сложный и кропотливый путь пришлось пройти татарским женщинам в борьбе за свой статус в обществе. На рубеже XIX – ХХ вв. в татарском обществе – наиболее «европеизированном» среди других восточных народов Российской империи, женский вопрос стал одним из самых актуальных. События 1905-1907 гг. дали толчок пробуждению татарского женского движения — в лице Г.Биктимировой, М.Мозаффарии, З.Бурнашевой, З.Сагиди, М.Акчуриной, Ф-Ф. Наврузовой и др. В начале ХХ века в татарском обществе началось формирование социального типа «новой женщины», которая стремилась активизировать свою жизненную позицию согласно требованиям общественного развития, при этом, не ограничиваясь рамками семейного очага. «Новые татарки», получившие светское образование в школах нового типа, в русских гимназиях и высших женских курсах, хотели реализовать себя как значимого, экономически независимого члена общества. Реформы в общественной жизни, революции и Первая мировая война явились катализаторами активизации татарок в общественной жизни. Февральская революция 1917 года в истории России стала переломным этапом в развитии народов и национальных групп. События 1917 года привели к возрастанию политической активности всего татарского народа, в том числе и татарских женщин. В этот период женщины впервые приняли массовое участие в политической деятельности с требованием избирательных прав, что обусловило зарождение суфражизма среди татарок. 21 марта 1917 года Временное правительство заявило о распространении избирательных прав на женщин, вследствие женщинам был открыт доступ в правительство. 24-28 апреля 1917 года в Казани в здании «Нового клуба» состоялся Всероссийский съезд мусульманок с участием делегаток из Поволжья, Кавказа, Крыма, Туркестана, Сибири, Польши. Эти женщины, получившие образование как в татарских женских школах, так и в русских гимназиях, на Высших женских курсах, ничуть не уступали мужчинам в знаниях и были способны решать насущные вопросы, волновавшие как самих женщин, так и в целом татарское общество. Для ведения съезда был избран президиум. Председательницей Центрального бюро по созыву женского мусульманского съезда была зубной врач из Казани Хадича Зарифовна Таначева (Ямашева) (1883-1952) – активная участница общественного движения среди татар с эпохи первой российской революции. Открывая съезд, она отметила: «Революция дала нам свободу. Пользуясь ею, мы в разных местах начали собираться и обсуждать наши проблемы… На этом съезде мы будем обсуждать лишь важнейшие вопросы, подлежащие внесению на рассмотрение Всеобщего мусульманского съезда, который вскоре состоится в Москве. Вот они: права женщин по шариату; место женщин в семье и общественной жизни; политические права женщин и участие их в Учредительном собрании». В решениях съезда поднимался и вопрос о «хиджабе». В пониманиях женщин-татарок, понятие «хиджаб» (покрывало, закрытость, затворничество) ущемляет их, что по шариату мужчины и женщины равны. Как видим, на фотографии женщины-татарки в калфаках, лица у женщин-татарок открыты. Так же был сделан вывод, что женщины имеют равные избирательные права и могут участвовать в предстоящих выборах в Учредительное собрание. Утверждались равные права мужчин и женщин в семейных делах, подчеркивалась недопустимость многоженства. Эти решения полностью соответствовали взглядам делегаток на роль женщины в семье и обществе, показали какую значительную силу могут представлять женщины в предстоящих политических баталиях. Таким образом в татарском обществе формируется социальный тип «новой женщины», которая стремилась активизировать свою жизненную позицию согласно требованиям общественного развития. Автор: методист отдела фондов Музейного комплекса города Казани Ч.Х. Муслихова.
МБУК «Музейный комплекс города Казани»,
г. Казань, ул. Баумана, 29/11